Цепи с зацеплением
Цепи с зацеплением
В истории человеческой цивилизации наиболее значительным открытием считается изобретение колеса. Однако в действительности важных изобретений было гораздо больше. И одним из них по праву можно считать цепь. В те далекие времена, когда цепи с зацеплением еще были неведомы человечеству, едва научившемуся выплавлять металлы, уже существовали прочные приспособления, состоящие из одинаковых звеньев.
Со временем выяснилось, что область применения стальных цепей может быть существенно расширена, если придавать звеньям разную форму, используя и различные способы их соединения. На сегодняшний день уровень развития производства позволяет выпускать сложнейшие приспособления разного назначения, в том числе и цепи с зацеплением, используемые в приводных зубчатых механизмах.
Ранее передача механической энергии в приводах осуществлялась посредством ремней или зубчатых колес. Применение в приводных механизмах цепей позволило улучшить конструкцию. Цепи с зацеплением соединяются в замкнутую линию при помощи разборного звена. Движение цепи обеспечивает равномерное вращение ведущей и ведомой звездочек, на которые она натягивается. Именно этот принцип лежит в основе другого эпохального изобретения – велосипеда.
Приводные зубчатые цепи с зацеплением выпускаются двух типов. Одностороннее зацепление обеспечивает контакт прямолинейного участка цепи только с одной звездочкой, тогда как двойное зацепление позволяет усложнить выполняемую задачу, контактируя одновременно минимум с двумя звездочками. Цепные передачи с двусторонним зацеплением заметно расширяют практическое применение приводных механизмов.
Цепи с зацеплением двустороннего характера особенно часто используются на транспортерах, где помимо горизонтального передвижения ленты требуется подъем или опускание транспортируемой продукции. До изобретения таких цепей в подобных ситуациях приходилось применять дополнительные двигатели для осуществления вертикального перемещения, но их внедрение позволило существенно упростить и удешевить процесс.
В заключение можно отметить, что цепи с зацеплением, иначе называемые приводными или зубчатыми, не следует путать с зацепными, имеющими совсем иное назначение. Зацепные цепи служат для оснащения колес спецтехники, эксплуатируемой в сложных условиях. Они имеют большее сходство с так называемыми снежными цепями, нежели с теми, что используются в приводных механизмах и известны как цепи с зацеплением.